Нетрадиционные формы и методы проведения уроков в начальной школе
Главной особенностью организации процесса ознакомления учащихся начальной школы с окружающим миром является динамичность его форм. Поэтому место проведения урока может меняться. Значит, уроки можно проводить во дворе школы, на квартире кого – то из учащихся, в медицинском кабинете, в биологическом кабинете, в физкультурном зале и т.д. Если урок проводиться в классе, то традиционную обстановку можно изменять: расставить столы по - другому; детей поместить на ковре и др. это необходимо делать потому что - уроки «Окружающего мира» требуют большей раскованности детей, обеспечения возможности проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность; - раз дети изучают окружающий мир, то по возможности и урок проводить в той среде, которая изучается; - уроки «Окружающего мира» предусматривают разные виды деятельности детей игра, беседа, обсуждение, решение логических задач, наблюдение, опыты и т.д.) каждая из них требует своей организации.
Надо учитывать и то, учащиеся начальных классов не могут долго заниматься одной и той же деятельностью, активность и продуктивность их деятельности имеет такие временные рамки: от 12 до 15 мин в 1 классе, от 20 до 25 минут в 4 м классе. Поэтому целесообразна дробная структура урока, где предусматриваются различные по характеру части, но объединенные одной темой. Сочетание и разнообразие этих частей безгранично. Какие же формы можно использовать?
Интегрированные уроки. Интеграцию осуществлять можно с любым предметом: чтением, математикой, ИЗО, музыкой, технологией, русским языком. Урок с использованием мультимедийных средств. Урок – исследование. Урок – дискуссия. Урок – зачет. Урок – смотр знаний. Урок – игра, игра – путешествие. Урок – путешествие. Урок – лекция. Урок – сказка. Урок – представление. Урок КВН. Урок – радиопередача, телепередача. Урок – развитие речи. Урок – деловая игра.
На уроках можно использовать:
- решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач;
- решение экологических задач;
- различные конкурсы (например, конкурс «Животный мир леса», «Птицы – наши друзья», «Грибы» и др.);
- задания «А знаете ли вы, что…?;
- рисование эмблем, различных знаков, природоохранных плакатов;
- создание макетов, моделей,
- викторины для всезнаек;
- конкурс знатоков, грибников и т.д.;
- работа справочного бюро;
- показ рисунков, по которым дети называют правило (например, правила поведения в лесу);
- загадки;
- игра « Да – нетка » (Да и Нет говорите);
- дидактические игры (Где растет?; Деревья, кустарники, травы; Летает – не летает; Назови детенышей; Съедобное – несъедобное; Кто где живет и чем питается?; Посадим огород; Фрукты – овощи; Найди дерево по листьям; и т.д.)
- выставки;
- крылатые выражения;
- решение логических задач (О каком дереве можно сказать так: пушинки свои первые распустила, запахом медовым пчел приманила?)