Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Остановлюсь на двух аспектах проблемы: воспитательные возможности учебных предметов и использование на уроке современных образовательных технологий. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности. Сегодня в педагогической среде развернулась дискуссия о стандартах литературного образования школьников. Вопрос очень острый и злободневный. Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Один из них - литература. Творчество каких писателей изучать, какие произведения включать в школьную программу, а какие - нет? По этим вопросам спорят ученые, методисты, учителя, писатели, политики. Пытаясь определить стандарт литературного образования, мы забываем, что наши классики не создавали свои книги для изучения их в школе детьми. Действительно, сегодняшний школьник может и не понять ключевую фразу из "Жизни Клима Самгина": "А был ли мальчик?". Но, может быть, задача школьного учителя словесности и не заключается в этом? Может быть, она в том, чтобы урок по творчеству Максима Горького взрастил в душе ребенка добрые чувства, пробудил в нем потребность и желание открыть книги великого писателя и прочитать их? Не будет ли в этом случае исполнена главная задача урока литературы? Велики воспитательные возможности всех школьных предметов, особенно, конечно, истории и литературы. Другая проблема, на которой я хочу остановиться, - применение современных образовательных технологий. Использование новых технологических схем урока требует от учителя понимания того, эффективна ли применяемая схема с точки зрения реализации задач обучения и воспитания, или ее применение - только дань моде. Зададимся вопросом, почему же применение в школьной практике многих новаций, новых технологий, как правило, не приводит к кардинальному повышению качества образования и воспитания школьников? Ведь с середины 80-х гг. в нашу школу пришло большое количество оригинальных моделей обучения, названных потом "активными формами обучения" (деловые игры, дискуссии, проектные задания, "мозговой штурм", и др.). Одна из причин неэффективности применения на уроке современных технологий видится в том, что у нас сразу же складывается своя особая трактовка новой технологии. Из нее исключаются наиболее сложные и непривычные элементы и берутся на вооружение понятные. Но технологию урока нельзя растаскивать по кускам, по отдельным понравившимся приемам. Она должна применяться как система. В противном случае утрачивается и образовательный, и воспитательный смысл применяемой технологии. Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей. Но ведь намного проще организовать деятельность учащихся только на одном уровне - репродуктивном. Вот почему у нас так живуча и популярна система уроков, базирующихся на пятизвенной структуре: оргмомент, опрос, новый материал, закрепление, домашнее задание. И еще одна проблема, связанная с применением современных технологий. Сегодня в школу приходят технологии, базирующиеся на использовании тестовых заданий. Для многих из нас это оказалось новацией. Не ставя под сомнение значение теста в обучении, хочу высказать опасение: если такие технологии станут системой в преподавании предметов, не ограничит ли это возможность воспитывать в наших учениках такие качества личности, как самостоятельность и ответственность за принятие решения, инициативность, смелость в отстаивании собственного суждения, личное оценивание того или иного факта, поступка другого человека и т.д.? Ведь технология выполнения тестовых заданий предполагает выбор из предложенных ответов, а не поиск этих ответов. Чем успешнее будет эта работа, тем скорее сбудутся слова создателя классно-урочной системы Я.А.Коменского, призывавшего педагогов "...учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию".
Повышение воспитательно-образовательного потенциала урока – важное направление гуманизации обучения и воспитания План: 1. Урок как основная форма организации процесса обучения. 2. Гуманистический подход в организации урока. 3. Позиции учителя и учащихся на уроке. 4. Демократизация стилей и принципов руководства учебно-воспитательным процессом. Урок как основная форма организации обучения школьников прошел длительный путь своего становления и совершенствования. Многие ученые, учителя обращали внимание на его недостатки (передача готовых знаний, отсутствие связи между различными уроками, доминирующая роль учителя на уроке, отсутствие диалога в обучении, недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся и др.). Поэтому всегда продолжались поиски совершенствования структуры урока, его организации и проведения, обращалось внимание на согласование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока. В настоящее время совершенствования урока обусловливается современными целями обучения, воспитания и развития творческой, высоко нравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запланированной цели. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний по тому или иному учебному предмету, приобретение умений и навыков, но в большей мере на развитие у них творческих способностей и склонностей, учет интересов и стремлений каждого учащегося. Он отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения. Гуманное проявление современного урока можно наблюдать в самом его начале: учитель обращается с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель с первых минут стремится обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта. Особенностью современного урока является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение. Гуманизм современного урока состоит в стремлении учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху. Организация учителем успешного овладения школьниками знаниями, умениями и навыками на уроке является главным признаком его гуманистической направленности. При этом чрезвычайно важно, чтобы урок возвышал ребенка до осмысления истины и способствовал достижению счастья. Знания имеют ценность лишь как средство постижения тайн жизни.
В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условий для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых. . Радость познания, озаренная успехом в достижении поставленной цели, является источником внутренних сил ребенка, внутренней энергией для преодоления трудностей и развития желания учиться. Этим самым можно сказать, что гуманизация учебно-воспитательного процесса направлена на поиск оптимальных путей к сердцу и уму школьников. Для этого важна сформированность у учителя положительную установку на каждого ученика как уникальную и неповторимую личность. Эта установка помогает учителю реализовать личностно-ориентированный подход, своевременно учесть индивидуальные особенности и возможности учащихся в учебной деятельности, и во внеклассной работе и особенно в общении. Развитие умения познавать учащихся – необходимое условие гуманизации отношений в системе «учитель—ученик», установления деловых и эмоционально личностных контактов. Практика показывает, что учитель, у которого слабо развито это умение или вовсе отсутствует, бессознательно подменяет изучение возможностей и индивидуальности ученика стереотипными представлениями о нем. Чем больше такой учитель работает в школе, тем более шаблонно он оценивает своих воспитанников, тем меньше контакт и взаимопонимание между ними. Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А. С. Макаренко понимал «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки: – дружеское единение в системе «учитель—ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать отдельных воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его; – проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика; – защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности; – разумная и полезная деятельность всех на уроке; – умение быть сдержанным в движениях, словах. Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность» При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова – неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный и требует от учителя трезвой самооценки. . Успех гуманизации учебного процесса во многом зависит от позиции педагога, стиля его общения и руководства учебно-воспитательной деятельностью школьников, от того, насколько ему удается обеспечить контакт со своими воспитанниками. Многие учителя даже не задумываются, есть ли у них контакт с учениками. Они абсолютно уверены — есть. А на самом деле в школьной практике наблюдается иногда совершенно иная картина. По данным исследований установлено, что менее половины учащихся испытывают в процессе обучения психологический комфорт, более половины испытывают безразличие к школе, десятая часть чувствует дискомфорт. Две трети учащихся отмечают наличие конфликтов в отношениях «учитель—ученик», «ученик—класс». Причину напряженности в отношениях субъектов педагогического процесса учителя видят в слабой подготовке учащихся к занятиям, а учащиеся в позиции учителя: 36%—несправедливостью учителя, 40%—нежеланием понять ученика, 43%—равнодушием учителя к ним, 45%—бестактностью и грубостью педагога. Эти факты говорят о наличии противостояния в отношениях между учителем и учащимися. Такой разрыв во мнениях объясняется во многом разным пониманием контакта. Учителя имеют в виду нормальные деловые отношения с учащимися, а последние имеют в виду — эмоциональное тепло,доверительность,понимание. Для того чтобы контакт был не только деловым, но и межличностным необходима в первую очередь демократизация стиля и принципов руководства учебно-познавательной деятельностью школьников на уроке. Этот стиль проявляется в поощрении учителем самостоятельного мнения, оригинальности мышления, предоставлении школьникам инициативы, активности а также познавательной самостоятельности при решении учебно-познавательных задач. Учитель с демократическим стилем обсуждает проблемы совместно с учащимися, не навязывая им своего мнения, своей точки зрения, вовлекает их в диалог, приглашает задумываться над теми или иными вопросами. Он приводит аргументированные доводы, стремясь убедить в правильности своей точки зрения. Педагог терпим к критическим замечаниям учеников, пытается их понять. Вся деятельность учителя направлена на то, чтобы ненавязчиво подвести учащихся к принятию правильного решения проблемы. Современный урок нацелен на преодоление противоречий, трудностей, возникающих у учащихся. Посильные трудности, преграды в процессе обучения являются движущими силами, направляющими учащегося на достижение успешного результата. Преодоление противоречий должно сопровождаться соблюдением нравственных норм поведения личности, опираться на ее положительные качества. Гуманизация урока определяется не только хорошим психологическим климатом, но и тем, как вовлечены учащиеся в познавательную деятельность, приносит ли она радость и вдохновение. Радость успеха, творческий настрой и готовность к преодолению неизбежных трудностей в учении возможны при организации учебной деятельности на уроке на принципах педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся. Важно при этом обеспечить иерархию целей учебной деятельности от близкой и средней к дальней, стимулирование уверенности в достижении поставленной цели. Гуманизация урока невозможна без решения развивающих задач обучения. Практика творчески работающих учителей доказывает важность создания на каждом уроке оптимальных условий для развития памяти, логики, пространственного воображения, нестандартного мышления, приобретения опыта творческой деятельности, решения нестандартных задач, что ведет, в конечном счете, к развитию творческих способностей школьников, их интеллектуального багажа. Способы и приемы организации такой работы разнообразны и они должны быть согласованы с жизненными потребностями детей. Одной из важных особенностей гуманизации процесса обучения является идея свободы выбора. Именно свобода выбора учебного материала, способов его усвоения, поиска решения проблем способствует развитию творческой мысли учащихся. Свободный выбор дает возможность преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности школьника, направленно достигать гармоничного развития и обеспечивать условия для проявления природных дарований. Он убеждает учащихся в уважении учителем их запросов и интересов, стремлений и желаний выбора тех или иных заданий, которые им интересны и посильны. При самостоятельном выборе из задач различной степени трудности учащиеся чаще всего выбирают задачи средней трудности. Однако в процессе работы значительная часть учащихся переходит к решению задач более высокой степени трудности, и только небольшое количество школьников берут более легкие задачи. Развивающие функции урока реализуются успешно, если в своей деятельности педагог опирается на потребности, интересы и возможности самих учащихся. Формирование самобытной, неповторимой, творческой индивидуальности сопряжено со знанием психологических особенностей каждого ученика и создаваемой на этой основе педагогической технологии. Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, необходимую для развития личности. Их выполнение невозможно без знания изучаемого материала, кропотливого труда, продуктивного поиска, фантазии. Они обеспечивают активное усвоение учебной информации. Нестандартные задания, используемые на уроке, способствуют развитию творческого потенциала учащегося. По моему мнению, это должно способствовать развитию креативности учащихся, которая проявляется в умении анализировать проблемную ситуацию, выявлять ее сущность, особенности, прогнозировать ее развитие; эффективно находить оптимальное решение задачи в сложных ситуациях; умение находить новое решение сложных проблем, отличное от имеющихся, находить более эффективное решение; в максимальной реализации в инновациях «Я» человека, его опыта, сил и способностей. Современный урок должен способствовать личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самораорганизации и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии. Таким образом, гуманность современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого школьника, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого школьника на уроке, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.